TwitterLinkedinWhatsAppTelegramTelegram
0
Читайте эту статью в:

Роль транспортных средств в распространении РРСС

Как можно, бросив на транспортное средство всего лишь взгляд, судить, чистое оно или нет?

13 Апрель 2015
TwitterLinkedinWhatsAppTelegramTelegram
0

Статья

Экспериментальная модель для оценки роли транспортных средств в распространении вируса репродуктивно-респираторного синдрома свиней. Scott A. Dee, John Deen, Satoshi Otake, and Carlos Pijoan. Can J Vet Res. Apr 2004; 68(2): 128–133

 

Краткое содержание статьи

Предмет изучения

Поскольку, загрязненное транспортное средство является потенциальным разносчиком РРССВ, для оценки роли, играемой транспортом в распространении РРСС, и было проведено это исследование. Перед исследователями ставились следующие цели:

  1. Определить концентрацию РРССВ на транспортном средстве, необходимую и достаточную для заражения свиней,
  2. Убедиться, что загрязненные модели трейлеров могут служить средством передачи РРССВ свиньям,
  3. Определение процедуры санобработки транспортного средства, позволяющей избежать заноса РРССВ.

 

Метод исследования

Для исследований были использованы поросята возрастом от 16 до 18 дней, ранее никогда не болевшие РРСС, а объектом наблюдения служил трейлер для перемещения отъемышей. Каждая модель была выполнена в масштабе 1:150 и являлась имитацией полноразмерного трейлера для перемещения отъемышей.

Эксперимент 1: внутри трейлера разбрызгивались 5-мл аликвоты растворов РРССВ (101, 102, 103, и 104 ЦПД50/мл), после чего в него на 2 часа помещались индикаторные свиньи.

Эксперимент 2: 4 поросенка, ранее никогда не болевших РРСС, были инфицированы 2 мл РРССВ, после чего их на 2 часа поместили в модель трейлера. По истечении этого времени их заменили двумя индикаторными поросятами, ранее никогда не болевшими РРСС, которых продержали в каждом трейлере по 2 часа

Эксперимент 3: изучались 4 различные процедуры санитарной обработки. По истечении 2-х часов, в течение которых осуществлялась заражение трейлеров, они были подвергнуты обработке одним из четырех способов. Эксперимент был выполнен 10 раз.

Обработка 1 – механическая очистка: механическая очистка трейлера изнутри ручной пластиковой метлой - перед тем, как поместить в трейлер двух подопытных поросят, загрязненная подстилка из опилок выметается.

Обработка 2 – мойка и дезинфицирование: перед помещением в трейлер двух подопытных поросят подстилка выметается, а сам трейлер замывается изнутри и дезинфицируется.

Обработка 3 – мойка, дезинфицирование, промораживание и оттаивание: подстилка удаляется, а трейлер замывается и дезинфицируется, как при обработках 2 и 3. Дополнительно, трейлеры помещаются в морозильные камеры, где выдерживаются в течение ночи при температуре -200С. Перед помещением в трейлеры подопытных поросят, трейлерам дают оттаять.

Обработка 4 – мойка, дезинфицирование и сушка: механическое удаление подстилки с последующей мойкой и дезинфицированием, как в способах 2 и 3. До того, как поместить в них подопытных поросят, трейлеры проходят сушку при температуре 200С в течение 12 часов.

После каждой из обработок в трейлеры помещали двух, ранее не болевших РРСС, поросят на срок 2 часа, после чего они оттуда изымались и содержались в изолированных станках в течение 7 дней. В инкубационный период, а именно на 3 и 7 дни после контакта с вирусом, всем подопытным поросятам проводился анализ крови.

 

Результаты

Поросята, побывавшие в трейлерах, зараженных растворами в концентрациях 103 ЦПД50/мл или 104 ЦПД50/мл, на 3 и 7 дни после контакта были ПЦР-серопозитивными на РРССВ.

Кроме этого, как минимум, по одному подопытному поросенку оказалось заражено после попадания в трейлеры, в которых предварительно побывали инфицированные поросята.

Только способ, включающий мойку/дезинфицирование/сушку, привел к уменьшению числа ПЦР-положительных смывов, взятых внутри трейлеров, и позволил предотвратить заражение подопытных животных.

 

Что это дает?

Это подтверждает постулат о том, что «любые виды грузового транспорта, прицепы и другие средства, применяемые для транспортировки животных, животноводческой продукции, кормов, отходов производства, а также загрязненное оборудование являются потенциальными факторами риска распространения болезни». Всегда, когда транспортное средство изнутри не вымыто, не продезинфицировано и не высушено насухо – вероятность заражения существует.

 

Enric MarcoТочка зрения практика: Enric Marco

К сожалению, фермы, расположенные в районах с развитым свиноводством, привыкли свой невысокий ветеринарный статус сваливать на свое географическое расположение. Те же, что расположены в местностях с меньшей плотностью свиноводческих предприятий, винят в нем все, что угодно – место происхождение поголовья, транспорт, поставляющий корма или забирающий продукцию, ветер, зиму и обычное невезение. Мы редко рассматриваем транспорт, перевозящий животных, в качестве возможного средства распространения болезни, а если даже и делаем это, то убеждены, что основную опасность представляет то, что снаружи. Поэтому-то и сооружаются дезбарьеры. Как только транспортное средство подверглось дезинфицированию (снаружи), появляется ощущение, что опасность отступила. В случае же, если загрязнена внутренняя часть трейлера, всегда есть аргументы, почему это не критично – у моих рабочих с этой зоной нет прямого контакта; свиньи не возвращаются оттуда обратно на ферму; мое транспортное средство, при въезде, всегда чистое; у нас оборудована отгрузочная рампа. Но всегда ли грузовой транспорт при въезде чист? Действительно ли у водителя не было контакта? И что, свиньи правда никогда не возвращались обратно в помещения фермы, после того, как ступили на отгрузочную рампу?

Статья показывает, как просто заразить свиней вирусом РРСС через контакт с загрязненным транспортным средством (ранее перевозившим виремичных животных), даже если это транспортное средство подверглось мойке (даже водой с температурой 800С, как в данной статье) и дезинфицированию. Конечно, все, о чем рассказывается в сттье, происходило в условиях, смоделированных для проведения экспериментов. Однако, описываемые сценарии – обычное дело и в реальных условиях тоже: внутреннее устройство трейлеров не является идеальным с точки зрения мойки и дезинфекции - стенки утыканы уголками, петлями, запорами, что отнюдь не облегчает задачу; кроме того, обычно, на практике, за мойку транспортного средства отвечает сам водитель, к площадке для мойки нет подвода горячей воды, существует всего по одной точке для въезда и выезда, а «чистая» и «грязная» зоны четко не определены; в холодную погоду обычным делом для грузового транспорта является встать под погрузку, будучи еще мокрым; бывает, что водитель не привык стирать рабочие перчатки или мыть инструмент, используемые при погрузке, не говоря уже об обуви. Учитывая все это, как можно, бросив на транспортное средство всего лишь взгляд, судить, чистое оно или нет?

Ферма не может обойтись без транспортных средств, которые используются для отправки свиней на убой, доставки на площадку откорма или для завоза ремонтного молодняка. Но каким образом минимизировать вызываемый этим риск?

Есть некоторые меры, которые можно предпринять:

1. Постарайтесь сократить партии до минимума. Еженедельная отправка свиней на убой, предпринимаемая для того, чтобы сократить количество непродуктивных дней, приходящееся на свиноматку, обычно дело более приоритетное, чем сокращение их частоты, даже если обходится дороже.

2. Всегда, когда это возможно, убедитесь, что грузовик тщательно высушен. Соблюдение времени перестоя транспортных средств перед их заездом в генетический центр или между использованием для доставки свиней на убой и перевозки животных с одной фермы на другую является критичным с точки зрения снижения риска. И опять-таки - это увеличивает расходы, но улучшает биобезопасность.

3. Даже если выполнено все вышеописанное, всегда безопаснее считать, что транспортное средство является «грязным». Поступая так, мы примем все меры предосторожности, направленные на предотвращение прямого контакта фермы с грузовиком. Контакт всегда должен осуществляться на погрузочной рампе, которая должна иметь четко обозначенные «чистую» и «грязную» (в которой и должен оставаться водитель) зоны, из которых невозможен возврат обратно на ферму ни жидкостей, ни животных. Такая погрузочная рампа должна мыться и дезинфицироваться сразу после каждого использования и всегда в направлении от «чистой» зоны к «грязной». В идеале, погрузочная рампа должна располагаться на удалении от производственных помещений и быть оборудована загоном для животных, ожидающих погрузки.

Loading bay
 

4. Не позволяйте водителю пользоваться его собственными инструментами. Снабдите его рабочей одеждой, перчатками и т.п. из-за пределов фермы.

Независимо от того, насколько хорошо поставлена борьба с РРСС на ферме, если не налажена борьба с вирусом, поступающим на ферму из-за ее пределов – поголовье будет страдать от этого заболевания с частотой, обратно пропорциональной уровню биобезопасности при перевозке животных.

Комментарии к статье

Эта область не предназначена для консультаций авторов по поводу своих статей, это место для открытых дискуссий между пользователями pig333.ru
Оставьте новый Комментарий

Ограниченный доступ пользователям 333. Чтобы отправить комментарий, Вам необходимо авторизироваться

сопутствующие статьи

Рисунок 2: Процесс сухой уборки, при котором большая часть органического вещества убирается вручную. Благодарим Д-ра Клейтона Джонсона, Ветеринараная служба  Карфагена

Как достичь наилучшей санитарной обработки транспорта для перевозки свиней?

В данной статье, третьей по счету, мы рассмотрим ключевые аспекты и основные моменты, которые необходимо учесть при разработке протокола санитарных процедур для транспорта по перевозке свиней.