TwitterLinkedinWhatsAppTelegramTelegram
0
Читайте эту статью в:

клинический случай: Случаи внезапных смертей и появления отёков в различных возрастных группах свиней

Были отмечены случаи внезапной гибели животных, у которых ранее не наблюдалось каких-либо симптомов болезни, а также появление таких клинических симптомов, как массовый отек лица, ушей и верхнего отдела грудной клетки, наряду с повышением температуры тела до 41,5ºС.

Описание фермы

Ферма располагалась в польском регионе Великопольша и насчитывала 250 свиноматок. На ферме выращивались племенные животные, поэтому все свинки, рассматриваемые как потенциальные свиноматки, содержались до достижения ими веса в 100 кг. Поросята-отъёмыши, а также свинки с потенциально низкой продуктивностью продавались откормочным фермам по завершении периода отъема от груди. Воспроизводство потомства осуществлялось при помощи осеменения. Были созданы технологические группы, состоящие из десяти супоросых маток, в которых отъем поросят осуществлялся на 28 дне жизни. Ежегодно выращивалось приблизительно 6200 поросят-отъёмышей. Поддерживалось осуществление процедуры «пусто-занято». Условия окружающей среды, при которых выращивались животные, были благоприятными. Статус состояния здоровья животных на ферме оценивался как очень высокий. Стадо имело отрицательные результаты на Brachyspira hyodysenteriae, Salmonella spp. и Pasteurella multocida, вызывающая ПАР (прогрессивный атрофический ринит), на вирус РРСС, Actinobacillus pleuropneumoniae, Mycoplasma hyopneumoniae, Leptospira spp., и положительные только на Bordetella bronchiseptica и Lawsonia intracellularis. Случаи синдрома мультисистемного послеотъемного истощения (СПМИ) также не наблюдались. Кроме того, на ферме проводились плановые профилактические вакцинации животных племенного стада против колибактериоза (свинки в возрасте 8 и 3 недель, а также свиноматки на 3 неделе перед опоросом), рожи и парвовирусов (свинки в возрасте 5,5 и 6,5 месяцев, а также свиноматки за 3 недели до опроса). Вакцинация против ЦВС-2 не осуществлялась.

Описание случая

Во время первого посещения фермы наблюдались случаи внезапной гибели животных, ранее не обнаруживавших каких - либо симптомов болезни, а также появление таких клинических симптомов, как массовый отек лица, ушей и верхнего отдела грудной клетки, наряду с повышением температуры тела до 41,5ºС. В отдельных случаях были также отмечены неврологические симптомы (опистотонус, пребывание в положении на боку, гребные движения конечностями). Сперва симптомы наблюдались в группе свинок весом 70-100 кг. Уровень заболеваемости увеличился до 15% , а уровень смертности – до 6%. В течение следующего месяца наблюдались схожие симптомы, но с чуть меньшей интенсивностью в загонах с животными более молодого возраста – у поросят-отъёмышей и свинок весом до 70 кг. В течение следующих недель подобные симптомы (за исключением неврологических) были отмечены в группах свиноматок после отъёма, а также в помещениях для опороса и подсосных поросят.

Симптомы отёчности

Рис.1. Симптомы отёчности

Результаты вскрытия и лабораторные анализы

В целях исследования в диагностическую лабораторию были доставлены четыре больных животных. У них наблюдались такие клинические симптомы, как массовый мягкий отёк нижней части тела, подкожное скопление жидкости в области грудины (у двух поросят - отъёмышей, рис. 3) и повышение температуры до 41.0 - 41.3ºС. При вскрытии были обнаружены подкожные студенистые инфильтраты, главным образом в области нижних частей тела (рис. 2, 3), серозно - фибринозный перикардит (рис. 4) и плеврит.

Набухание подкожной клетчатки, большое количество жидкости, вытекающей при надрезе кожных покровов в нижней части тела

Рис. 2. Набухание подкожной клетчатки, большое количество жидкости, вытекающей при надрезе кожных покровов в нижней части тела

Скопление жидкости под кожей в области грудины

Рис. 3 Скопление жидкости под кожей в области грудины

Тонкий и легко разрушающийся слой фибрина между эпикардием и перикардом

Рис. 4 Тонкий и легко разрушающийся слой фибрина между эпикардием и перикардом

Вслед за патологическим анализом было проведено бактериологическое исследование. Так как у осматриваемых животных не было ни неврологической симптоматики, ни признаков хромоты, поэтому пробы для анализа из суставов, а также спинномозговой жидкости не были взяты. Исследуемый материал был получен в асептических условиях, и мазки были взяты непосредственно после вскрытия брюшной полости.

Был выполнен посев образца на агаре с лошадиной сывороткой с выращиваемой культурой Staphylococcus epidermidis, а также на
агаре Макконки. Идентификация проводилась при помощи биохимичесих анализов (Vitec), либо при помощи метода ПЦР.

Лабораторные результаты

Бактериологические исследования показали только на рост Haemophilus parasuis (H. parasuis). Колонии были очень маленькими (размером с кончик булавки), негемолитические, показывающие сателлитизм (возрастание размера колонии) вокруг источника НАД – штамм Staphylococcus epidermidis.

В случае с мазками, полученными с целью изучения патологических изменений, образцы были напрямую исследованы при помощи ПЦР. Результаты отражены в Таблице I.

Таблица I. Результаты лабораторных исследований Haemophilus parasuis на серозных поверхностях и сыворотке

ткань отъёмыш1 отъёмыш2 отъёмыш 3 отъёмыш 4
Изоляция + ПЦР/ПЦР тканевого материала
плевра +/+ +/+ +/+ +/+
перикардий +/+ +/+ +/+ +/+
брюшина -/- +/+ -/- -/-
сыворотка +/+ -/- -/- -/+

Было подтверждено наличие H. parasuis в пораженных тканях, что характерно для болезни Глассера. В сыворотке также были обнаружены бактерии либо ДНК бактерий (по GWH), что сивдетельствовало о том, что у двух из четырех исследуемых животных была бактериемия.

Кроме того, после обнаружения H. parasuis у четырех поросят-отъёмышей после их вскрытия были взяты 20 назальных мазков у отъёмышей, молодых свинок и свиноматок с тем, чтобы сравнить характеристики штаммов от больных и здоровых (переносчиков) животных. Назальные мазки были изучены при помощи изоляции и идентификации микроорганизмов (биохимическая идентификация и окончательное подтверждение наличия штаммов методом ПЦР).

При помощи молекулярного типирования методом ERIC-ПЦР были исследованы десять изолятов H. parasuis, взятых из стада: четыре – от рассматриваемых поросят-отъемышей и шесть других изолятов, полученных от здоровых животных (рис. 5). У всех изоляты, полученных от больных животных, были идентичные профили ERIC-ПЦР. Интересно отметить, что идентичные штаммы были обнаружены в назальных мазках двух из шести здоровых животных. У остальных четырех животных были отличные штаммы H. parasuis в мазках из носовой полости, которые характеризовались различными профилями ERIC-ПЦР.

Древовидная схема

Рис. 5. Древовидная схема сравнения штаммов H. parasuis, полученных на ферме при помощи ERIC-ПЦР

Лечение

Лечение включало введение амокцициллина и клавулановой кислоты внутримышечно в случае с первыми животными, показывающими клинические симптомы, а также метафилактическое лечение амокцициллином (обработка воды в течение 14 дней, 20 мг/кг веса тела) в отношении остальных животных. Данное лечение обеспечило продолжительный лечебный эффект.

Выводы

В стадах с высоким статусом уровня состояния здоровья животных заражение H. parasuis всегда проходит в острой форме. Данной инфекции подвержены животные различных возрастных групп. Для данной формы болезни Глассера характерны такие симптомы, как жар, вялость, респираторные нарушения, боль, возникающая при надавливании на брюшные мышцы (мышечная защита), распухшие суставы и хромота. Так же отмечались такие неврологические симптомы, как подкожные отеки, как раз такие же, как были описаны в приводимом выше случае.

Патологические изменения, имеющие место в описанном случае острого заболевания, характерны для серозно-фиброзного воспаления. Подобные изменения не являются патогномоничными, поэтому при диагностировании заболевания необходимо опираться на лабораторные анализы.

Особая локализация отёка (нижние части тела), а также его характеристика как мягкого отека прдполагают, что он является результатом сердечной недостаточности (сердечный отёк), в частности застойной сердечной недостаточности в системном кровотоке. Данное положение противоречит подтвержденному наличию бактерий H. parasuis в подкожной ткани в описываемом конкретном случае. Это может предполагать образование воспалительных припухлостей, вызываемых непосредственно бактериальным возбудителем. Однако, данный факт может объясняться бактериемией, которая в данном случае является показателем присутствия бактерий в подкожной ткани, полученной из поврежденных кровяных сосудов

Способность проводить различие между штаммами H. parasuis, циркулирующими внутри стада, может быть важной, так как эпидемиология H. parasuis является довольно сложной, и инфекция, вызываемая данным микроорганизмом, представляет собой динамичный процесс. С этой целью H. parasuis подвергается различным техникам типирования, которые позволяют идентифицировать штаммы внутри вида (ERIC-GWH). Непосредственно в стадах с высоким уровнем состояния здоровья животных наблюдается преобладание определенных штаммом или одного штамма. Поэтому способность проводить различие между штаммами H. parasuis на уровне стада представляется очень важной. В описанном случае было показано, что у шести изолятов наблюдались идентичные профили ERIC-ПЦР и относились они к одному патогенному штамму H. parasuis. Его наличие также было подтверждено у клинически здоровых животных. Приведенное выше утверждение, а также стойкий терапевтический эффект лечения антибиотиками (при отсутствии вакцинации) могут указывать на факт повышения иммунитета в стаде не смотря на клинические результаты заражения прежде патогенным штаммом.

Комментарии к статье

Эта область не предназначена для консультаций авторов по поводу своих статей, это место для открытых дискуссий между пользователями pig333.ru
Оставьте новый Комментарий

Ограниченный доступ пользователям 333. Чтобы отправить комментарий, Вам необходимо авторизироваться